Фильм основан на серии японских фильмов и сериалов «Затоичи».
Фильм основан на серии японских фильмов и сериалов «Затоичи».
По словам Рутгера Хауэра, съёмки в «Слепой ярости» были одними из самых сложных в его карьере. Он несколько месяцев ходил на тренировки с мечом. Несколько недель общался со слепым парнем, благодаря которому он стал лучше понимать своего героя.
А когда стартовали съёмки, на площадке оказался актер Се Косуги, который ещё пару недель заставил его под своим руководством практиковаться с мечом. По утверждению Хауэра, он отлично провел время.
Молодой паренёк Джим Халси (С. Томас Хауэлл) подрядился на непыльную работёнку: перегнать машину из Чикаго в Сан-Диего. Ну ладно, про непыльную это я, конечно, загнул: ехать ему придётся не через один достаточно сухой и «пустынный» штат. Но вы поняли про что я говорю. Путь, мягко говоря, неблизкий, пару дней, как-никак пилить, но Джим не унывает. С ним его верный термос и пачка сигарет, а что ещё нужно на сегодняшний день, верно?
И вот где-то посреди одной из пустынь не то Невады, не то Калифорнии, посреди ночи, в ужасно дождливую погоду, Халси видит голосующего на дороге человека. Решив не бросать бедолагу в такой ситуации в беде, он останавливается и предлагает подвезти того до ближайшей станции техобслуживания. Попутчик, назвавшийся Джоном Райдером (Рутгер Хауэр), принимает предложение. И уже очень скоро Джим понимает, что надо было ему слушать свою маму, которая не раз, и не два говорила: «Сына, как поедешь кататься по просторам наших родных Соединённых Штатов, не подбирай никого по дороге! Вот так себе и заруби на носу! Мама пожила, мама читала книги и смотрела фильмы ужасов, до добра это не доведёт!». Потому что не успели они проехать и пару километров, как Райдер достал нож и принялся склонять паренька к добровольному убийству его Райдером. Однако, Халси оказался не робкого десятка и умудрился вышвырнуть непрошенного гостя на полном ходу, сам оставшись совершенно невредимым.
Но это оказалось только началом целой цепочки жутких событий. Давший отпор водитель оказался психопату Райдеру по нраву, и теперь он неустанно преследует парня, планомерно превращая его жизнь в кошмар и убивая всех, кто появляется рядом. Чего Райдер хочет — не понятно, откуда он взялся — чёрт его разберёт, как его остановить — остаётся только гадать. Ясно одно: добром это всё не кончится, и в происходящее постепенно втянется много людей. Вроде официантки Нэш (Дженнифер Джейсон Ли) или шефа полиции Эстриджа (Джеффри ДеМанн). И далеко не все из них доживут до следующего дня.
***
«Попутчик» лично для меня кино знаковое. Я точно уже не вспомню познакомился ли с Рутгером Хауэром именно с этого фильма или видел его где-то прежде, но это на всю жизнь стал для меня один из любимейших его фильмов. Плюс, что тоже очень важно, он укрепил во мне любовь к жанру хоррора. Да, номинально фильм не ужасы, а триллер и сейчас скорее держит в напряжении, нежели прям вот люто пугает. Но в подростковом возрасте мне его было смотреть откровенно страшно, такой жути нагонял зловещий Джон Райдер.
На момент создания «Попутчика» Хауэр уже был довольно известным актёром. Успел выстрелить с фильмами Верхувена, блеснул в «Блэйдраннере» Ридли Скотта (до сих пор для меня фильм не является полностью унылым исключительно из-за Роя Бэтти) и сыграл в одной из лучших фэнтези-мелодрам на моей памяти (если вообще не лучшей), «Леди-ястреб» Ричарда Доннера. Однако, несмотря на это, голландского актёра вовсе не считали прямо с порога идеальным кандидатом на роль антагониста. Например, среди прочих, на роль планировались Сэм Эллиот и Теренс Стамп. Актёры тоже довольно интересные (хотя милашку Эллиота в роли психопата-убийцы я себе вообще не представляю), однако на фоне того, что получилось в итоге они меркнут и бледнеют. Да и что там греха таить, я просто-напросто обожаю Рутгера Хауэра.
Итак, что же получилось у малоизвестного режиссёра Роберта Хармона и чуть более известного сценариста Эрика Реда? А получился крепко сбитый, отлично поставленный и крайне напряжённый триллер. Лично на мой взгляд — образец и эталон жанра. Он чем-то неуловимо напоминает «Дуэль» Стивена Спилберга 1971 года выпуска, но в самом что ни на есть хорошем смысле этого слова. Точно такое же напряжённое преследование. Точно такой же простой человек, оказавшийся не в том месте и не в то время. Точно такое же ожесточённое противостояние с неведомым врагом, который не понятно чего вообще хочет.
Впрочем, тут уже начинаются главные различия между картинами. Во-первых, в отличие от «Дуэли» то, чего хочет Джон Райдер он озвучивает сам, прямым текстом. Ему хочется, чтобы Джим его остановил. Ну вот такой у этого психопата интерес. Показал себя как способного дать отпор — я от тебя теперь не отстану, останавливай меня! И, во-вторых, фильм про очень разный подход к показу неотвратимо надвигающегося зла. У Спилберга (и в исходном рассказе Ричарда Мэтисона, кстати) грузовик, на котором рассекает псих, как будто живой. И как будто нету никакого водителя-неадеквата, это сам механизм гонится за потеющим от ужаса клерком и стремится его размазать по асфальту. Это, если хотите, будто бы дикий зверь, преследующий добычу (не зря же, когда «Дуэль» получила вторую жизнь после прославившего Спилберга фильма про акулу-людоеда, его стали в шутку называть «Сухопутные Челюсти»). У Хармона зло максимально персонифицировано. Зло — конкретно вот этот зловещий голубоглазый мужик. И при этом, как и в другом фильме, Джон Райдер остаётся для зрителя полнейшей загадкой до самого финала. Кто он, откуда взялся, как умудряется совершать все свои преступления, почему полиция не может ничего на него найти — ни одного ответа мы не получим. Райдер выглядит как человек, ходит и говорит как человек, даже поранить его как человека можно. Но вместе с тем, это какая-то совершенно потусторонняя тварь, принявшая облик мужчины, и словно с игрушкой забавляющаяся с несчастным пареньком.
Впрочем, хочу подчеркнуть для тех, кто фильм ещё вдруг не смотрел: он лишён мистики как таковой. Скорее нам просто не показывают определённых вещей и мы сами вольны додумывать как и почему Райдер сделал то-то и то-то. Некоторые критики в год выхода на это сильно сетовали. Мол, ничего не понятно, всё оставили за кадром и даже кто злодей такой не рассказали. И я не перестаю удивляться какими идиотами бывают эти люди с (вроде как) профильным образованием. Ведь именно в недосказанности, в том, что мы не понимаем мотивы попутчика, и кроется основная прелесть его как злодея. Именно это и делает его таким зловещим. Это буквально один из основных принципов создания чего-то страшного: человек больше всего боится того, чего не понимает. По такой логике надо было и про чужого с акулой из «Челюстей» рассказать всю подноготную, а то ж не понятно ничего, какого чёрта!
Однако, не только недомолвками создаётся образ жуткого хитчхайкера. На это работает также прекрасная постановка, в которой каждый кадр с антагонистом снят настолько шикарно, что хоть на стену вешай. Даже при общей простоте и «зернистости» картинки. Да и вообще всё происходящее похоже не то на галлюцинацию, не то на вязкий кошмарный сон, через который приходится буквально продираться. Будто Джим заснул таки за рулём, съехал в кювет, потеряв сознание, и теперь бредит под жарким солнцем пустыни.
Кстати, должен отметить, что несмотря на массу жестоких вещей, что творит маньяк-попутчик, фильм нам не показывает толком ничего. Только небольшие точечные моменты, да и то мельком. Поэтому весь ужас нагнетается именно атмосферой и происходящим с героями, а не расчленяловом и кровищей.
Ну и, разумеется, как бы ни было хорошо всё вышеперечисленное, фильм бы просто не работал именно так, будь на месте главного актёра кто-то другой кроме Рутгера Хауэра. Он настолько крут в этой роли, что тут я, пожалуй, позорно сольюсь, потому что слов, способных описать офигенность его отыгрыша у меня попросту нет. Никаких громких эмоций, никакого крика, никакой буффонады. Весь фильм Райдер тих, улыбчив, спокоен и, кажется, доволен как слон. Ему действительно нравится его игра. И он сделает всё, что в его силах, чтобы она не прекращалась. Это действительно высший пилотаж: создать на экране образ одного из самых жутких психопатов, оставаясь внешне исключительно милым и дружелюбным. Хауэр мог одними глазами за мгновение показать переход добряка-улыбаки в состояние «А сейчас я тебя буду на ремни резать». И при этом каким-то образом создать образ одновременно потусторонний (просто потому что «Но чёрт возьми… Как?!») и совершенно реальный, в который можно поверить. Гениальный был актёр, что и говорить. Земля ему пухом.
На фоне настолько роскошного Хауэра немудрено было совсем потеряться. Но, по счастью, остальные актёры тоже не лаптем щи хлебают. С. Томас Хауэлл офигенно отыгрывает обычного парня, медленно погружающегося в водоворот кромешного пиздеца. Казалось бы просто решил проявить добродушие, помочь человеку, а вон во что это вылилось. Просто ни единой претензии, сыграл как по нотам. Джима теперь уже тоже невозможно представить в чьём-то ещё исполнении. Дженнифер Джейсон Ли просто хороша и радует взгляд. Роль тут у неё вспомогательная, но, во-первых, отыграна добротно и ей есть что показать, а, во-вторых, с ней связан один из самых запоминающихся моментов фильма. Так что она тут более чем на своём месте. Кстати, за год до «Попутчика» Ли уже играла с Хауэром в фильме «Плоть + кровь». И там их отношения тоже были, скажем так, напряжёнными. Из остальных хотелось бы ещё вспомнить Билли Грина Буша (он много где играл, но я в первую очередь всегда вспоминаю отца семейства из первых «Зубастиков») и Джеффри ДеМанна (актёр из, как я её называю, «труппы Дарабонта», снявшийся в массе крутых проектов и сыгравший не одну запоминающуюся роль).
Ну и чтобы два раза не садиться, несколько слов про сиквел. Да, вы могли и не знать, но аж через 17 лет после оригинала, прямиком на DVD, был выпущен сиквел под названием «Попутчик II: Я тебя ждал» («The Hitcher II: I've Been Waiting»). Когда-то давно в детстве я его кусками видел и просто чуть не уснул, настолько это было унылое зрелище. Но раз уж я собрался пересматривать оригинал и писать на него рецензию, то решил таки забороть и сиквел. Даже нашёл хороший зарубежный сайт, где можно много чего посмотреть в оригинале с субтитрами (английскими, само собой).
И если вы вдруг решите поглядеть продолжение, важно знать две вещи. Первое: по уровню постановки это даже рядом не первая часть. Выглядит фильм очень просто и типично для 2000-х, не блеща никакими изысками режиссуры. Тем не менее виды порой радуют глаз, да и пара экшен-сцен прям хороша отсутствием графона. Но всё равно сцена на шоссе из оригинала заруливает их в минуса. И второе: героя С. Томаса Хауэлла (а он тут есть, это прямой сиквел) убивают примерно на 20-й минуте фильма. Это прям важно, потому что это, по сути, просто нахер обесценивает первого «Попутчика». Герой очень глупо сливается и ничего этакого не успевает сделать, всё приходится разгребать его девушке.
А вот в остальном это прямо на удивление приличный сиквел на один раз. Да, он изначально нафиг был не нужен. Но учитывая уровень ожидания — это прям очень неплохо. Тут и темп довольно бодрый, и персонажи прям совсем уж не поражают своей тупостью, и главная героиня вполне приятная. А самое главное — сам попутчик поразительно неплох. Играть его позвали Джейка Бьюзи (да, он сын Гэри Бьюзи), и тот справился с задачей весьма достойно. Понятно, что по уровню отыгрыша он даже близко не Хауэр. Однако, надо отдать создателям картины должное, они и не пытались играть с ним на одном поле. И Бьюзи играл совершенно другого психопата. Тоже могущего прикинуться добряком и даже тюфяком когда нужно, но увлечённого, напористого и подходящего к делу с выдумкой. В этот раз (по сравнению с детским просмотром) меня даже его мотив «А почему бы и нет» не раздражал. Тем более, что он мало чем отличается от мотивации героя Хауэра. Тот тоже просто развлекался. И да, я пару раз, пока искал всякую инфу по фильмам, встречал утверждение, что, мол, злодей сиквела — это сын злодея из первой части. Я понятия не имею, откуда авторы этих слов данную ахинею взяли и зачем распространяют, но в оригинале про это нет ни слова, не ведитесь.
Словом, кино, конечно, проходное и на один просмотр, но видно что старались и по результату даже вышло не так уж плохо. По крайней мере этот один просмотр он вам не испортит и пиво в бутылке от одного вида ленты не выдохнется. Уже неплохо.
Ах да, был же ещё римейк от студии Майкла Бэя 2007 года. От той же студии, что забацала с разной степенью успеха такие фильмы как «Техасская резня бензопилой» 2003 года (мне нравится), «Ужас Амитивилля» 2005 (неплохой), «Пятница 13-е» 2009-го (слабенькая, но там и оригинал говно на лопате), «Кошмар на улице Вязов» 2010 (дрянь), «Судная ночь» 2013-го (такое себе) и «Тихое место» 2018 (тупое говно тупого говна, как и сиквел). Так вот, римейк этот получился прям слабеньким. Очень вялая постановка без особых изысков, невыразительные актёры на главных ролях и даже Шон Бин в роли Джона Райдера так и пыжится создать зловещего злюку. Что в корне не верно, плюс таких маньяков в кино вагон с тремя прицепами. Разве что экшон неплох, но и только-то. Не рекомендую в общем.
Резюмирую. «Попутчик» 1986 года для меня один из эталонных фильмов жанра. Напряжённо, жутко, отлично поставлено, с шикарным Хауэром. Понятное дело, денег такой фильм толком не собрал и разве что со временем стал локально культовым. И вообще у нас в стране его любят сильно больше, чем на Родине. А как по мне, наряду с рядом других фильмов Рутгера, именно благодаря ролям вроде Джона Райдера он и останется в истории кино навсегда. Просто лучший.
P.S. Немного интересных фактов:
— Эрик Ред помимо «Попутчика» написал сценарий к двум фильмам Кэтрин Бигелоу: «Почти стемнело» и «Голубая сталь». Хотя история про хитчхайкера была раньше их всех.
— Одним из источников вдохновения Ред называл песню «Riders On The Storm» группы «The Doors». И если её послушать, да: и в тексте, и в музыке чувствуется предчувствие пришествия Джона Райдера.
— В СССР в том же 1986 году тоже вышел фильм под названием «Попутчик». Главные роли играли Александр Збруев, Валерий Приёмыхов и Иван Бортник, а по жанру это, как я понял, производственная драма. Сам я не смотрел, но совпадение прямо очень забавное.
— В 2004 году Роберт Хармон снял фильм «Highwaymen» (в нашем переводе «Шоссе смерти»), который прям ощутимо навевает ассоциации с «Попутчиком». Я его теперь точно посмотрю, тем более, что одна из главных ролей там у шикарной Роны Митры. Потом отпишусь что и как.
Трейлер фильма. Правда, там половину сцен показывают, но вроде классический, тех лет.
«Слезы в дожде» (Tears in rain) — монолог в фильме «Бегущий по лезвию», состоящий из 42 слов, последние слова персонажа Роя Бэтти (Рутгер Хауэр) (1982) режиссёра Ридли Скотта. Написанный Дэвидом Пиплсом и изменённый Хауэром, монолог часто цитируется. Критик Марк Роулендс описал его как «возможно, самый трогательный монолог о смерти в истории кинематографа», и его обычно считают важнейшим моментом в актёрской карьере Хауэра.
Звучит он так:
Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот Тангейзера. Все эти мгновения затеряются во времени, как... слёзы в дожде... Пришло время умирать.
Но пробовали ли вы разобраться, о чем идет речь? Оказалось, достаточно вооружиться Википедией, чтобы узнать:
Си-лучи или Лучи Си.
Синхротронное излучение — излучение электромагнитных волн релятивистскими заряженными частицами, движущимися по криволинейной траектории, то есть имеющими составляющую ускорения, перпендикулярную скорости. Синхротронное излучение создаётся в синхротронах, накопительных кольцах ускорителей, при движении заряженных частиц через ондулятор (последнее, вместе с другими случаями, когда частица движется в переменном магнитном поле, иногда выделяют в отдельный тип — ондуляторного излучения). Частота излучения может включать очень широкий спектральный диапазон, от радиоволн до рентгеновского излучения.
Благодаря синхротронному излучению ускорители заряженных частиц стали использоваться как мощные источники света, особенно в тех частотных диапазонах, где создание других источников, например, лазеров, связано с трудностями
Подробности здесь.
Ворота Тангейзера
Местонахождение «Ворот Тангейзера» в фильме не объясняется. Возможно, название происходит из оперной адаптации Рихарда Вагнера легенды о средневековом немецком рыцаре и поэте Тангейзере. С тех пор этот термин повторно использовался в других поджанрах научной фантастики.
Джоан Тейлор в статье, посвященной нуару и его эпистемологии, отмечает связь между оперой Вагнера и отсылкой к Бэтти и предполагает, что Бэтти ассоциирован с Тангейзером Вагнера, персонажем, который потерял благодать перед людьми и Богом. И человек, и Бог, как она утверждает, являются существами, судьба которых находится вне их собственного контроля.
Взято здесь.
Первоначально текст был другим
В документальном фильме «Dangerous Days: Making Blade Runner» Хауэр, режиссер Ридли Скотт и сценарист Дэвид Пиплс подтверждают, что Хауэр значительно изменил финальную речь. В своей автобиографии Хауэр сказал, что просто сократил исходную речь всего на несколько строк, добавив только: «Все эти мгновения затеряются во времени, как слезы в дожде». Одна из наиболее ранних версий Пипплса звучала так:
Я познал приключения, видел места, которые вы, люди, никогда не увидите, я был за пределами Мира и возвращался обратно... границы! Я стоял на задней палубе корабля, направляющегося в Лагеря загрязнения, с потом на глазах, наблюдая, как звезды сражаются на плече Ориона... Я чувствовал ветер в своих волосах, катаясь на испытательных лодках у черных галактик, и видел, как атакующий флот сгорает, как спичка, и исчезает. Я видел это, чувствовал это...
Хауэр описал это как «оперный разговор» и «высокотехнологичную речь», не имеющую отношения к остальной части фильма, поэтому он «вонзил в нее нож» за ночь до съемок без ведома Скотта. После съемок сцены в версии Хауэра члены съемочной группы аплодировали, некоторые даже со слезами на глазах.
Подробней об этом здесь.
И вот еще что
Рутгер Хауэр умер в 2019 году, как и его герой Рой Бэтти...
Версия на русском.
Версия на английском.
Попытка воспроизвести, при помощи нейронной сети MidJourney, что же такого мог видеть Рой Батти.
Вводил запрос цитату из его монолога.
Я видел такое, во что вы, люди, просто не поверите. Штурмовые корабли в огне на подступах к Ориону. Я смотрел, как Си-лучи мерцают во тьме близ врат Тангейзера. Все эти мгновения исчезнут во времени, как слёзы под дождём. Пора умирать
25 июня 1982 года на больших экранах Канады и США выходит художественный фильм «Бегущий по лезвию». Красивейшая картина, прошедшая через несколько лет препродакшена, производственный ад и конфликты между режиссером и инвесторами, а также режиссером и съемочной группой, впечатлила зрителя атмосферой и невиданным визуалом, но с треском провалилась в прокате. И лишь спустя время «Бегущий по лезвию» будет оценен по достоинству, обретет культовый статус и вместе с произведениями Уильяма Гибсона станет у истоков целого жанра в массовой культуре. Само собой, речь о киберпанке.
Так что, пусть и с небольшим опозданием, предлагаю вспомнить «Бегущего по лезвию», отмечающего сорокалетний юбилей.
О фильме и его создателях
«Бегущий по лезвию» – это уникальная смесь из нео-нуарного детектива, научно-фантастического триллера, антиутопии и киберпанка. Фильм снят по мотивам книги «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Филипа К. Дика, вышедшей в 1968 году. И фильм не имеет с литературным первоисточником практически ничего общего.
Впрочем, с произведениями Дика, которые чуть позже начнут экранизировать все, кому не лень, подобное произойдет еще не раз. Достаточно сравнить «Вспомнить все» Верховена, «Крикунов» Дюгея или «Особое мнение» Спилберга с рассказами, по которым они поставлены. Это «Мы вам все припомним» (или «Воспоминания оптом и в розницу», «В глубине памяти», «Из глубин памяти», «Вторая разновидность» (или «Вторая модель») и «Особое мнение» соответственно. Но сейчас не об этом.
За постановку «Бегущего по лезвию» взялся Ридли Скотт, у которого за плечами на тот момент были вполне себе успешные «Дуэлянты» (дебют в большом кино, сразу принесший британцу «Золотую пальмовую ветвь») и, как чуть позже станет известно, отлично показавший себя в прокате «Чужой». Как складывалась дальнейшая карьера режиссера, многие и так знают. Сэр Ридли Скотт выдаст целый ряд потрясающих картин в самых разных жанрах.
Первая версия сценария была написана Хэмптоном Фэнчером задолго до присоединения к проекту британского постановщика. Одним из первых к работе над грядущей картиной присоединился продюсер Майкл Дили. Позже не без вмешательства инвесторов изначальный сценарий будет практически полностью переписан Дэвидом Уэббом Пиплзом. К тому моменту он успел поработать лишь над сюжетом ленты «День после «Тринити», а позже потрудится над скриптами «Леди-ястреба», «Непрощенного», «Солдата» и «12 обезьян».
Оператором фильма стал Джордан Кроненвет, который также работал над «Первой полосой», «Путем Картера» и «Не ищи смысла». А в 1987-м он был номинирован на «Оскар» за «Пегги Сью вышла замуж» Фрэнсиса Форда Копполы. Во многом именно благодаря впечатляющей операторской работе Blade Runner может похвастаться таким впечатляющим визуалом. Но это также заслуга целого штата художников-постановщиков, среди которых особенно стоит выделить Лоуренса Дж. Полла, Сида Мида и Дэвида Л. Снайдера, а еще Майкла Каплана и Чарльза Ноуда, отвечавших за костюмы, и Линду ДеСенну, Лесли МакКарти-Франкенхаймер, Томаса Л. Ройсдена и Пег Каммингс, придумавших и воссоздавших захватывающие дух декорации.
Да и сам Скотт отнесся к работе очень серьезно, всячески мотивировал съемочную группу, просил художников ответственно относиться к каждой мелочи и неоднократно обращался к ним с просьбами внести кое-какие корректировки. К примеру, в интерьере дворца Тайрелла для сцены тестирования Рейчел Ридли попросил перевернуть массивные колонны вверх ногами. Немного офигев от такой затеи, подопечные вместе со строителями выполнили просьбу, попутно снова надраив до блеска мраморный пол. Причем весь процесс занял всего полдня, так что к обеду съемки продолжились.
Также Скотт мог обратиться к осветителям, чтобы те добавили определенного рода бликов на стенах или еще чего. В общем, у режиссера было свое видение, свой какой-то план, которого он придерживался. И именно благодаря этой упоротости вниманию абсолютно ко всему, от масштабных вещей до мельчайших деталей картина и стала настоящим шедевром. Ведь в мир, показанный в ней, окунаешься с головой. И очень быстро начинаешь верить в происходящее вокруг.
А еще прекрасным дополнением к видеоряду стало музыкальное сопровождение, созданное греческим композитором Эвангелосом Одиссеасом Папатанасиу, куда более известным как Vangelis. Это просто нечто!
Синопсис
Далекое будущее. 2019 год. Лос-Анджелес. Человек теперь соседствует с репликантами – продуктами генной инженерии, внешне неотличимыми от обычных людей. Последние поколения андроидов, в частности модель Nexus-6, и вовсе существенно превосходит собственных создателей в интеллекте и физической силе. Репликанты в большинстве своем используются вдали от Земли. Они заняты на опасных работах (освоение далеких солнечных систем, добыча ископаемых на других планетах, военные конфликты) или же используются для развлечения и сексуальных утех.
Подобное отношение устраивает далеко не всех андроидов, из-за чего некоторые из них устраивают бунты и побеги, не желая оставаться рабами. Ради сохранения тотального контроля над искусственными людьми их хозяева и создатели прибегнули к внедрению специальной генетической программы, уничтожающей человекоподобное существо через четыре года после выпуска. За отказывающимися подчиняться или пустившимися в бега репликантами ведут охоту «блейдраннеры», «бегущие по лезвию». Это сотрудники специального подразделения правоохранительных органов, способные уничтожить взбунтовавшихся существ. Причем процесс аннигиляции именуется не убийством, а «отправкой в отставку». Так как внешне отличить репликанта от человека практически невозможно, «бегущие» используют для их выявления специальный тест на эмпатию.
Готовящегося уйти в отставку «блейдраннера» Рика Декарда отзывают из отпуска. Ему предстоит выследить и уничтожить группу сбежавших из колонии и прибывших на Землю репликантов новейшей модели Nexus-6. В напарники Декарду руководство определяет странного и явно неглупого парня Гаффа.
Для начала Рику необходимо выяснить, способны ли репликанты новой серии сопереживать, то есть, обойти тест Войта-Кампфа, тот самый тест на эмпатию. Для этого он пребывает в корпорацию Tyrell, ответственную за выпуск Nexus-6, где общается с главой компании, Элдоном Тайреллом. Тот знакомит Декарда со своей секретаршей Рейчел, на которой, в качестве эксперимента, Рик и должен провести тест.
В то же время сбежавшие репликанты пытаются выяснить, сколько еще времени им отведено до конца жизни. Понимая, что на них уже ведется охота, андроиды не желают мириться с участью жертвы…
Актерский состав
Главные роли в ленте блестяще исполнили:
•теперь уже номинант на «Оскар» Харрисон Форд, уже снявшийся на тот момент в «Звездных войнах» и первом «Индиане Джонсе»;
•теперь уже обладатель «Золотого глобуса» Рутгер Хауэр, знакомый тогда по большей части европейскому зрителю и только начинавший голливудскую карьеру;
•теперь уже двукратная обладательница «Золотой малины» Шон Янг.
А еще в фильме появляются Дэрил Ханна («Убить Билла», «Уолл-стрит», «Спеши любить»), Эдвард Джеймс Олмос («Два ствола», «Триумф духа»), М. Эммет Уолш («Обыкновенные люди», «Достать ножи»), Уильям Сэндерсон («Флэтч», «Клиент»), Брайон Джеймс («Пятый элемент», «Враг мой») и другие знаменитости.
Интересные факты
Скорее всего, вы о них уже знаете, но все же:
•изначально картина задумывалась, как артхаусное камерное кино со скромным бюджетом, события которого по большей части должны происходить в одной комнате, где ведется диалог между «жертвой и охотником»;
•Ридли Скотт на момент начала работы над фильмом не читал «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Позже он подружился с Филипом Диком, хотя писатель и остался недоволен финальной версией фильма. При этом Дик восторженно отзывался о визуале фильма. Когда специально для него устроили показ отснятого материала продолжительностью около десяти минут, он воскликнул, что это потрясающе, все (в частности, мегаполис) выглядело именно так, как он себе и представлял;
•режиссер долгое время отказывался присоединиться к проекту, так как занимался подготовкой к постановке «Дюны»;
•съемки велись в Лос-Анджелесе и Шеппертоне (Великобритания);
•постановщик так скрупулезно относился к работе, что доводил до измождения всех на площадке. В итоге напряженность после нескольких мелких инцидентов вылилась в серьезное противостояние. Персонал стал называть картину «Бегущий по крови» (Blood Runner). А в один прекрасный день группа явилась на съемки в футболках с надписью «Уилл Роджерс никогда не встречал Ридли Скотта», что отсылает к известной фразе Роджерса «Я никогда н встречал человека, который бы мне не понравился». В ответ Ридли пришел на следующий день в футболке с «ответной» надписью, в которой осуждалась ксенофобия;
•продюсеры остались очень недовольны тесовыми показами. Они заставили Скотта вновь заняться монтажом, добавлением закадрового голоса, объясняющего происходящее на экране и изменением ряда сцен. Многие правки режиссеру удалось оспорить, настояв на своем. Но инвесторы все же заставили его изменить открытую и неоднозначную концовку на хеппи-энд. Лишь спустя десять лет на носителях вышла режиссерская версия ленты, которая существенно повлияла на мнение критиков о фильме в лучшую сторону;
•по различным причинам, включая изменившиеся погодные условия, Скотт не мог получить необходимые кадры для финальной части фильма во время досъемок. Создатели обратились с просьбой к Стэнли Кубрику одолжить не вошедшие в его «Сияние». И тот дал свое согласие;
•на пробы Форд явился в шляпе, так как считал ее подходящим для нео-нуарного детектива аксессуаром. Но от нее пришлось отказаться, так как у Скотта и остальных присутствовавших Харрисон в таком образе сразу же ассоциировался с Индианой Джонсом;
• всего было выпущено семь различных версий картины.
На самом деле, писать о «Бегущем по лезвию» можно еще очень и очень долго. А пост и так уже выходит совсем уж длиннопостом. Поэтому предлагаю фанатам ознакомиться с лентой о съемках фильма, которая называется «Опасные дни» и длится более трех часов. В сети она имеется с закадровым переводом. Да и вообще еще много интересных видеоматериалов о работе над картиной имеются в свободном доступе. На одно из таких видео ссылку оставлю в комментариях.
Что в итоге?
Без сомнения, «Бегущий по лезвию» – гениальный фильм. Да, он очень далек от литературного первоисточника и поднимает совсем другие вопросы. Да, он пронизан философскими отсылками и даже не намеками, а прямым текстом указывает на библейские мотивы. Скотт делал подобные вещи в собственных картинах задолго до того как это стало мейнстримом.
Да, лента при бюджете в $28 000 000 в прокате собрала даже меньше данной суммы, а зрители вместе с критиками поначалу попросту не понимали, что они только что посмотрели. Да, у такой масштабной ленты всего две номинации на «Оскар», да и то технические – за визуальные эффекты и декорации. Да, признание придет к ленте лишь спустя годы после выхода, а в списки лучших научно-фантастических фильмов по большей части она попадет уже в XXI столетии. Однако, без сомнения, это гениальный фильм. Давший начало целой медиа-франшизе, которая включает добротную игру, комиксы, отличные анимационные фильмы и качественный сиквел.
Те, кто читает мои посты достаточно давно, в курсе, что я нелестно отзывался о последних работах Скотта. И даже называл его «дедом с окончательно поехавшей кукухой». Понятно, что это оценочное суждение и мое личное мнение. И это вовсе не значит, что я испытываю к сэру Ридли и его творчеству какую-то неприязнь. Что-то подобное имеется, конечно. Только скорее, это не неприязнь, а досадное разочарование, что ряд относительно недавних фильмов человека, от предыдущих работ которого до сих пор приходишь в восторг, уходят куда-то не в ту сторону. И, по сути, это такая детская обидка и старческое брюзжание в одном флаконе. Скотт снимает совсем не то, чего мне хотелось бы, беда-беда. Как говорится, «наши ожидания – это наши проблемы» и точка. А вот «Бегущий по лезвию» навсегда останется шедевром. И ознакомиться с ним обязаны абсолютно все без исключения киноманы.
Приятного просмотра и да пребудет с вами Сила!
P.S. Начиная с 1 мая ежедневно (иногда с небольшой задержкой) я пилю посты о фильмах, вышедших в эту дату в прошлые годы. Найти их или, наоборот, убрать из ленты, можно по тегу Этот день в истории кино.
P.P.S. Спасибо всем подписчикам, которых на момент публикации поста уже 853, за мотивацию делать что-то. Постараюсь и дальше радовать вас. После небольшой паузы возвращаюсь к публикации постов на регулярной основе, разве что непредвиденные обстоятельства вновь позволят вам от меня немного отдохнуть. В общем, начинается неделя воспоминаний хорошего кино, в ближайшие дни количество постов рубрики ЭДВИК будет увеличено вдвое.